Легендарным советским мультфильмам в этом году исполняется 50 лет




В 2019 году 50-летний юбилей со дня выхода на экраны отмечают сразу несколько легендарных мультфильмов – «Ну, погоди!», «Винни Пух», «Крокодил Гена» «Умка», «Бременские музыканты». Об этом сообщила пресс-служба киностудии «Союзмультфильм».

Бременские музыканты

Сказка о неразлучных друзьях-музыкантах была абсолютно нетипичной для советских экранов. Как вспоминал поэт Юрий Энтин, «на дворе стояли 1960-е, заграничным миром правили хиппи, даже у нас витал какой-то нереальный запах свободы. А еще мы были очень молоды, и нам отчаянно хотелось сделать что-нибудь разэдакое».
Специально для мультфильма Инессы Ковалевской сказочную канву братьев Гримм фактически переосмыслили заново — так в истории появились весёлый Трубадур и прекрасная Принцесса, которых нет в оригинальной истории. В какой-то момент к работе над сценарием подключился Василий Ливанов — к тому моменту у него вышло несколько сборников сказок.

Энтин написал стихи, а композитор Геннадий Гладков сочинил музыку — те самые весёлые, лиричные и запоминающиеся песенки, которые многие зрители знают наизусть и через 50 лет после премьеры фильма.

Кстати, изначально у персонажей должны были быть совсем другие голоса!
Всё дело в том, что приглашённый на запись квартет «Аккорд» не смог приехать на студию «Мелодия» в назначенное время. В итоге «отдуваться» за всех пришлось Олегу Анофриеву — «голосу Трубадура». Помогали ему певица Эльмира Жерздева, поэт Анатолий Горохов и сам Геннадий Гладков (он записал легендарную строчку «Бо-о-ольшой секрет!» за Короля).

В мультфильме множество культурных отсылок, которые особенно интересны для уже подросшего зрителя. Среди них, например, причёска Трубадура «под Битлз» (кто-то может разглядеть «битлов» и в облике четвёрки животных), или облик Разбойников, в которых без труда угадывается очень популярное тогда трио Трус-Балбес-Бывалый (Вицин-Никулин-Моргунов).

Принимали фильм не без сложностей, худсовет студии едва не забраковал работу группы. В итоге, Госкино решило отправить картину на фестиваль в Берлине — но этот план отменился едва ли не в последний момент. Однако «Бременские музыканты» всё же нашли своего зрителя. Сперва они долго не сходили с экрана московского кинотеатра «Баррикады», потом перебрались на телеэкраны. Была выпущена грампластинка с аудиоверсией фильма, где текст от автора начитал Олег Анофриев. Мультфильм не был отмечен премиями, но нашёл дорогу к сердцам людей.

Винни-Пух

В Советском Союзе к созданию сказки о симпатичном медвежонке и его друзьях приступили вскоре после появления первых фильмов о нём, снятых американскими мультипликаторами.

Первым «нашего» мультипликационного Винни нарисовал художник Владимир Зуйков, но образ позже был основательно переработан: соавтор Зуйкова Эдуард Назаров в шутку называл изображение медвежонка на ранних эскизах «взбесившимся одуванчиком» из-за торчащей шерсти, уши Винни-Пуха выглядели пожёванными, нос съехал на cторону. В итоге, вклад в создание образа мишки внёс почти каждый член съёмочной группы, включая актёра Евгения Леонова, подарившего ему свой голос. При этом одно ухо Винни решили оставить помятым — режиссёр Федор Хитрук объяснял, что медвежонок просто спит на этом боку.

С голосами тоже было непросто, и особенно это касалось заглавного персонажа. Тембр Евгения Леонова казался слишком глубоким для медвежонка. Выход нашёл звукооператор фильма — он чуть ускорил аудиозапись, и решение было найдено. Что касается Пятачка — актриса Ия Саввина признавалась, что пародировала поэтессу Беллу Ахмадулину.

В советских мультфильмах нет Кристофера Робина — владельца игрушечного Винни, маленького мальчика. Но все события всё равно происходят в стране детства — об этом напоминают фоны мультфильма, стилизованные под детские рисунки.

Фильмы про Винни-Пуха были чрезвычайно успешными уже с момента выхода на экраны, их ждали признание и зрительская любовь: герои переселились на книжные страницы, песенки из фильма выходили на пластинках и кассетах, Банк России выпустил памятные монеты с персонажами, почта — особые марки. А режиссёр Хитрук был удостоен Государственной премии СССР.

Ну, погоди!

История сериала про Волка и Зайца, горячо любимая многими зрителями как в 70-е, так и в наши дни, началась с выбора сюжета: на «Союзмультфильм» пригласили молодых и популярных юмористов Курляндского, Хайта, Камова и Успенского — и предложили придумать смешной сюжет для мультжурнала «Весёлая карусель». Идея с погоней понравилась всем, но не сразу определили, кто и за кем будет гоняться: лиса за петухом? Лиса за зайцем? Решено было остановиться на волке и зайце — понятных и узнаваемых персонажах.

В 1969 году режиссёр Геннадий Сокольский снял первый сюжет задуманного сериала, но руководство студии решило поручить продолжение Вячеславу Котёночкину. Режиссёр с художником Светозаром Русаковым сильно изменили изобразительное решение, возраст и внешний облик героев.

Котёночкин хотел, чтобы Волка озвучил Высоцкий — однако в СССР песни барда не приветствовались, поэтому с затеей ничего не вышло, «голосом» героя стал Анатолий Папанов. На роль Зайца без проб взяли Клару Румянову.

Впрочем, «привет» Высоцкому в «Ну, погоди!» остался — в одной из серий Волк карабкается по канату под мелодию песни из кинокартины «Вертикаль».

Уже на первом показе фильм сорвал овации — и долгое время серии выходили раз в год, неизменно находя любовь зрителей. Тем нравилось не только следить за приключениями персонажей, но и узнавать на экране детали привычного быта.
После смерти Папанова в нескольких новых сериях использовали сохранившиеся записи его голоса — из уважения к актёру заменять его не стали.

Крокодил Гена

История мультфильмов о Чебурашке и его друзьях началась с сотрудничества двух больших мастеров — Романа Качанова и Леонида Шварцмана (вместе они работали, например, над «Варежкой»). И с одного похода в гости.

Однажды в доме сценариста Алексея Аджубея Качанов увидел, что его дети увлечённо читают книгу — оказалось, что это «Крокодил Гена и его друзья» Эдуарда Успенского. На следующий день режиссёр купил такую же — и вскоре у него зародилась идея нового фильма.

Образ Гены у Шварцмана получился быстро — тот был довольно подробно описан в книге. Но с Чебурашкой всё было куда сложнее. Мастер признавался, что работал над этим образом примерно половину подготовительного периода, составлявшего 5 месяцев — в итоге Чебурашка вышел совсем не таким, как он описан в книге.

«Начал я рисовать Чебурашке уши: сначала наверху, потом они постепенно стали сползать и увеличиваться. Ко мне регулярно приходил Качанов, я показывал наброски, мы их обсуждали, спорили, он выражал свои пожелания, я перерисовывал. Благодаря таким совместным усилиям и возник окончательный эскиз. На нем, правда, у Чебурашки ещё есть медвежий хвостик, который потом сильно уменьшили. И ножки поначалу были подлиннее, но Норштейн посоветовал сделать их маленькими, как сейчас. После создания эскиза в цвете я сделал чертеж, а мастера-кукольники изготовили Чебурашку, и он зажил своей жизнью», — вспоминал Шварцман.

Чебурашка настолько полюбился зрителям, что сделался не только героем мультфильма и нескольких его продолжений. Он вместе с Геной или по отдельности попадал на почтовые марки, ему посвящали памятники и музеи, а с 2004 года даже стал талисманом Олимпийской сборной России. Настоящее народное признание!

Умка

Белый медвежонок Умка — один из самых трогательных персонажей советской мультипликации. Во многом это достижение автора сценария, писателя Юрия Яковлева.

За образы персонажей отвечали художники и режиссеры Владимир Попов и Владимир Пекарь. А особенную славу фильму принесла «Колыбельная медведицы» Евгения Крылатова, получившая известность в исполнении Аиды Ведищевой. Она множество раз выпускалась в песенных сборниках на самых разных носителях — от пластинок и магнитофонных кассет до компакт-дисков.

Когда Крылатова спрашивали о секрете успеха, он отвечал, что «есть одна закономерность: если песня пишется сразу, на одном дыхании, значит, её так же органично и подхватят, когда услышат», и признавался, что «Умку» писал ровно пять минут.

Warning: require(/var/www/7info/data/www/test.7info.ru/wp-content/plugins/td-standard-pack/Newspaper): failed to open stream: Success in /var/www/7info/data/www/test.7info.ru/wp-includes/comment-template.php on line 1510 Fatal error: require(): Failed opening required '/var/www/7info/data/www/test.7info.ru/wp-content/plugins/td-standard-pack/Newspaper/' (include_path='.:/usr/share/pear:/usr/share/php') in /var/www/7info/data/www/test.7info.ru/wp-includes/comment-template.php on line 1510