Цифровые офицеры в Рязани – кто и зачем?

В Рязани будут готовить первых в России цифровых офицеров. Об этом заявил губернатор Рязанской области Николай Любимов. Про то, что Рязань – столица ВДВ, знают все. А вот о цифровых офицерах слышали пока немногие. Кто они такие? Откуда возьмутся? Чем будут заниматься? С этими вопросами мы обратились к советнику губернатора Рязанской области, заместителю председателя совета по развитию цифровой экономики при региональном правительстве Игорю Горских и руководителю проекта «Школа CDO» Кириллу Полякову.

– Действительно, Рязань известна как город, который готовит хороших защитников Родины. Мы не спорим с этим фактом. Но ведь в Рязани ещё и очень много умных людей, интеллектуальных заведений.

Проект «Школа CDO» (Chief Data Officer – «главный по данным») базируется на стопроцентном рязанском контенте. В Рязани уже больше 20 лет существует фирма, которая занимается профессиональным анализом данных. Она сотрудничает с ведущими вузами и является одной из лучших в стране. И это как раз тот инструментарий, который позволяет придать имеющимся данным определённые смыслы.   

Их продукт – платформа Loginom, который активно используется в России и в мире. Это хорошие математики и программисты, которые смогли написать продвинутые решения. Этот курс читается в 100 вузах и является аналитической платформой 1С, а это значит, что вся наша хозяйственно-аналитическая деятельность его так или иначе опробовала.

Мы просто включили нашу хорошую аналитическую и математическую школу в общий тренд, который сегодня существует. В прошлом году огромное количество раз звучало, что стране необходимы специалисты CDO – специалисты по работе с большими данными. В настоящее время в России не хватает порядка 30 тысяч таких специалистов. Сегодня есть два сложившихся центра компетенций – это «Университет 20.35» и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

– Обучение в Школе CDO будет платным?

– В Сколково курс, аналогичный нашему, стоит 15 тысяч евро. А наш курс – бесплатный, но я думаю, что он будет более практичный и практико-ориентированный. По заказу правительства Рязанской области мы должны подготовить 30 первых специалистов. Это и будут первые цифровые офицеры, которые придут каждый в своё ведомство и начнут «раскопки».

Мы назвали эту деятельность раскопками, потому что данные вроде бы есть, но никто не знает, где они и как ими пользоваться. А наш выпускник, получивший теоретическую и практическую подготовку, проводит своеобразную разведку и начинает вместе с руководителем учреждения определять, где есть данные, насколько их можно использовать, как сделать так, чтобы данные были лучшего качества, появлялись на регулярной основе, систематизировались и так далее.

То есть задача номер один, которую должен будет выполнять каждый цифровой офицер, – прийти на место и разобраться, что творится с данными.

– В каких областях будут наиболее востребованы выпускники Школы CDO?

– Мы это делаем для госслужб. Но в принципе они востребованы в любых областях, где можно улучшить бизнес за счёт лучшего знания клиента, везде, где есть данные. Например, компания «Яндекс. Такси» полностью построена на данных. Компании Яндекс, Google, Mail.ru знают о нас очень много. Они торгуют данными и зарабатывают на этом. Так же и любой крупный банк захочет лучше знать своих клиентов, чтобы больше зарабатывать.

Государство или регион очень много знают о своих гражданах, но пока ещё не было задачи попытаться извлечь из этого пользу. Такая задача поставлена сегодня, пожалуй, впервые в истории России. И именно в Рязани формируется центр по созданию специалистов CDO. Главное отличие от федеральных центров компетенций – практикоориентированность. Наши выпускники будут в реальной жизни улучшать управление, основываясь на тех данных, которые есть. Такую задачу ещё никто пока не решал. Но нам легче, потому что мы действуем по заказу правительства и выполняем задачи, поставленные губернатором.

– В каких регионах уже реализованы подобные проекты? Есть с кого брать пример?

– Нет. Не с кого брать пример, нет систем, проверенных временем. Всё делается с листа. В нескольких центрах – в Москве, Владивостоке, в Сколково и в Рязани. Рынок обозначает спрос на таких специалистов, соответственно везде, где могут организовать такую учёбу, начинается активность. Каждый идёт своим путём, но я думаю, что в течение года у каждого появятся результаты, и мы сможем их сравнить.

Большие данные, если знать, как ими пользоваться и иметь помощников, в любой сфере деятельности творят чудеса. Наша задача – убрать эти «если». Помощников у нас пока нет, их никто не готовит. Мы сформировали команду CDO региона. В прошлом году я, как руководитель команды, прошёл курсы обучения в РАНХиГС и Остров 10.21. Далее нам нужны какие-то волшебные аналитики и программисты. На вопрос «где таких взять?» нет ответа. Они где-то есть, но как их найти, как обучить – неизвестно. Мы действовали пошагово: сначала сформировали верхний уровень, сейчас можно дальше складывать пазл, чтобы система заработала.

– Обучение в школе CDO уже стартовало. Как оно будет проходить?

– Обучение строится на одном важном принципе. Первые лекторы, которые приехали из АСИ и Университета 20.35, сразу заявили, что после 20 лет взрослого человека ничему невозможно научить, можно только научиться. Все студенты должны быть активны, должны хотеть учиться, а мы должны их поддерживать и помогать. И этот главный критерий отсеял очень много людей.

– А как проводился отбор? К участию приглашали всех желающих?

– Давали объявления, выступали по телевидению, давали информацию в СМИ, были обращения губернатора на его личной странице, письма в вузы – использовали все доступные средства распространения информации. В результате к нам пришли порядка 160 человек. Конкурсный отбор осуществлялся на платформе Университета 20.35, имеющей собственную апробированную методику отбора. Система выбрала 40 лучших специалистов. Данные были абсолютно обезличены, мы не знали, кому они принадлежат.

Мы ожидаем, что и в процессе обучения произойдёт отсев. У нас нет задачи выдать 30 дипломов или 25. Есть задача подготовить специалистов, которые в первый же день после окончания обучения смогут работать. Будет у нас 30 цифровых офицеров, мы будем считать, что свою задачу выполнили. Если же к финишу не дойдёт нужное количество специалистов, мы будем делать донаборы. Все учебные материалы у нас оцифрованы, и нам ничего не стоит набрать ещё группу на ускоренный курс.

– Сколько времени будет длиться обучение?

– Четыре месяца. Это очень активная программа. Она построена по модели бизнес-обучения западных университетов типа MBI, где огромное количество самостоятельной работы, практическая работа, эссе, тьютерство, обсуждения, мозговые штурмы и в конечном итоге – практически ценный диплом. Студентам придётся разобраться, какие данные в министерстве есть, проанализировать и систематизировать их, создать систему получения этих данных, то есть показать всё, чему он научился в теории и на практике. И если он не сможет этого сделать, он, соответственно, не сможет работать.

– Есть ли возрастные ограничения для студентов?

– Ограничений по возрасту нет. Но у некоторых студентов мы уже чувствуем отсутствие опыта, излишнее увлечение иллюзиями и наплыв идеалистики. Посмотрим, что будет дальше.

– Кто проводит обучение?

– У нас около полусотни педагогов. Каждый читает свой курс. Это и приглашённые специалисты из Москвы, и местные. Предполагаются лекции по каждой из существующих в стране автоматизированных систем управления. Например, поставщик 1С расскажет, как в их системе построена структура данных, как их извлекать, как их чистить. И так же по каждой системе – будут проводиться двух-трёхчасовые семинары, которые будут построены на местных кадрах. С ними же потом и придётся работать цифровым офицерам. Специалисты в местном министерстве будут работать с местным оператором государственных систем управления.

В силу того, что мы решаем практическую задачу, мы за каждым специалистом сразу закрепляем определённое направление. Мы не делаем универсальный учебный курс, а компонуем его под определённые задачи. Нам не нужно рассказывать обо всём, что существует в мире. Нужно понять, что есть здесь и сейчас и как с этим работать. Разумеется, мы не отказываемся от мировой практики, а используем все возможности, чтобы улучшить конкретную систему.

Обучение мы начали с преподавателей АСИ и Университета 20.35 с тем, чтобы они сформировали общее представление о цифровой трансформации, о роли CDO в управлении, о их задачах, функциях и необходимых инструментах. И после первой же очной сессии даётся домашнее задание. Оно составляет теоретическую часть – несколько книг, которые студенты должны прочитать, и практическую – решение важных задач. А закончится обучение месячной стажировкой в одном из министерств.  

 

– Когда планируется следующий набор в школу CDO?

– Через полгода. Пока есть потребность в цифровых офицерах в органах власти региона. Если мы достигли нужного результата, и наши люди действительно помогают, мы получаем следующий заказ – на муниципальный уровень. Теоретически до конца года мы сможем подготовить ещё 60 человек.

– В идеале к каким результатам можно прийти, если в регионе появятся 100 цифровых офицеров? Какие изменения нас ждут?

– В этом году в Рязанской области появится ситуационный центр. Это цифровой узел, куда будет стекаться вся информация. Здесь она будет преобразовываться до понятной, чтобы людям было ясно, какое решение принимать. Сам ситуационный центр – это здание с телевизорами и компьютерами. Без данных – это магазин с большим количеством техники. Наша же задача – включить туда максимально выявленные потоки данных. Мы не политики, мы аналитики и технари. Наша задача – собрать данные, обработать и передать в понятном виде. Предполагается, что софт в ситуационном центре построит прогнозные модели, то есть сможет просчитать,  если  на 5% увеличится бюджет образования или здравоохранения, к чему это приведёт и на что повлияет.

Дефицит средств всегда есть. И когда формируется бюджет, всегда стоит выбор – на дороги отдать деньги или на медицину. Соответственно мы даём инструмент, с помощью которого эти вопросы можно будет решать не в виде спора, а в виде цифровой аналитики.

На открытии школы CDO Губернатор отметил, что мы зачастую помогаем вслепую, раздаём средства не глядя.

– Если сравнить регион с комнатой, то открытые большие данные – это свет, который в этой комнате включен. А в освещённую комнату войти безопаснее и проще, чем в тёмную. Объединив все усилия и реализовав все проекты, мы создадим новую систему цифрового управления, перспективную, прорывную команду профессионалов, обладающих всеми данными для обеспечения устойчивого развития региона, – отметил губернатор.

Те, кто не погружался в этот процесс, даже не понимают, о чём речь. А я об этом думаю уже много лет. Например, когда путешествуешь заграницей, можно заметить, что заправки расположены строго через 20 км, не чаще. А у нас они расположены хаотично. И от этого теряют деньги все.

В Европе же просчитали, что если ставить заправку чаще, чем через 20 км, бизнес не выживет. Вся западная экономика построена на очень хорошем расчёте. У нас же всё появляется хаотично. И случайно.

Нам нужно ещё очень много нарабатывать. И задача CDO как раз в том, чтобы проанализировать и показать, как будет эффективнее.

 

Шаг на встречу цифровизации сделала Ирина Бочарова


Warning: require(/var/www/7info/data/www/test.7info.ru/wp-content/plugins/td-composer/legacy/Newspaper): failed to open stream: Success in /var/www/7info/data/www/test.7info.ru/wp-includes/comment-template.php on line 1510

Fatal error: require(): Failed opening required '/var/www/7info/data/www/test.7info.ru/wp-content/plugins/td-composer/legacy/Newspaper/' (include_path='.:/opt/php70/share/pear:/opt/php70/share/php/php') in /var/www/7info/data/www/test.7info.ru/wp-includes/comment-template.php on line 1510