Лицеисты о Пушкине, «Белкине» и театре

25 января в Рязанском областном театре драмы состоялась премьера спектакля «Белкин» по произведениям Александра Сергеевича Пушкина. «Повести Белкина» входят в школьную программу. Нельзя сказать, что спектакль рассчитан исключительно на подростков. Он, как и сами повести Пушкина, – глубок и серьёзен, и в то же время – понятен каждому и очень увлекателен. Мы посчитали это прекрасным поводом для продолжения нашего проекта «Идём в театр!» В рамках проекта, посвящённого году театра, мы водили третьеклассников на спектакль «Как Баба Яга в Новый год готовила переворот». Дети посмотрели сказку, побывали за кулисами театра драмы, пообщались с артистами, а позже поделились своими впечатлениями, которые мы и опубликовали на сайте РИА «7 новостей».

На этот раз мы пригласили на спектакль «Белкин» учащихся 9 и 11 классов лицея №52. Режиссёр Урсула Макарова предоставила нам возможность побывать на генеральной репетиции, а после – задать несколько вопросов актёрам, занятым в постановке. Со школьниками пообщались Полина Бабаева, Юрий Борисов, Роман Горбачев, Ирина Петюкевич, народный артист России Сергей Леонтьев, Екатерина Мелькова, Наталья Моргуненко, Римма Морозова, Роман Пастухов, заслуженная артистка России Татьяна Петрова, Валерий Рыжков, Жанна Шабалина и Егор Чудинов.

Школьники признались, что бывают в театре нечасто, но их очень интересуют особенности актёрской профессии.

– Сложно ли учить роль?

– По-разному. У каждого свой метод, свой путь. Кому-то удобнее запоминать текст «ногами», то есть ты заучиваешь текст конкретной мизансцены, у стола говоришь одни слова, у дерева другие, так и запоминается весь текст. Кому-то лучше приходить на репетицию с готовым, заученным текстом.

– В спектакле почти все актёры играют по две роли. Сложно ли так быстро перевоплощаться?

– Сложно было, когда мы только начинали репетиции, пока всё ещё было неотрепетированное, необжитое.

– А почему артисты играют по две роли в спектакле? Это режиссёрская задумка?

– Конечно. У нас в театре достаточно актёров, ролей хватило бы на всех. Это такой приём – «театр в театре». Сами персонажи и разыгрывают, рассказывают эти истории.

– Бывает ли так, что вам приходится играть героя, который от вас абсолютно далёк? Что делать, если вы героя совсем не понимаете и не принимаете?

– Понять, принять и исполнить. Такие роли всегда интереснее играть. На самом деле очень редко бывает, что персонаж абсолютно совпадает с тобой. Есть даже такое поверие, что если актёр полностью совпадает с персонажем, если он в жизни такой же, как на сцене, он провалит роль. А вот когда играешь кого-то другого – прочувствуешь, оправдываешь, даже если это отрицательная роль. Актёр обязан искать в плохом хорошее, а в хорошем – плохое.

А вообще «вживаться» – это не очень правильное слово. Представьте, если актёр каждый раз будет вживаться в роль Отелло и душить Дездемону. Актрис не хватит. Правильнее говорить «играть». А чужого играть всегда легче, чем самого себя.

– В спектакле заняты дети. Не страшно ли вам выходить на сцену?

– Нет, не страшно.

– А взрослым страшно. Волнительно. Если артист скажет, что он никогда не волнуется, не верьте. Вы же волнуетесь перед экзаменом? Вот так и мы.

– Обращаете ли вы внимание на зрителей, на то, как они себя ведут?

– Конечно! И даже не обязательно смотреть в зал, чтобы почувствовать дыхание зрителя, его настроение. И сотовые телефоны мы всегда видим со сцены, и шёпот слышим, и шорох фантиков. Так что теперь, разворачивая в театре шоколадку, знайте, что актёры вас слышат! А если серьёзно – воспитанный человек всегда может отключить телефон на время спектакля, а поесть может в буфете во врем антракта.

– Часто ли бывает, что в спектакле что-то идёт не по плану, и приходится импровизировать?

– Очень часто. И сегодня было много таких случаев. Бывает, что актёр на сцену вовремя не выходит, и приходится выкручиваться, или что-то падает, или сам падаешь. Но мы, артисты, это тоже любим. Потом есть о чём поговорить, что вспомнить.

Юные зрители признались, что никаких накладок не заметили, а после спектакля с восторгом поделились своими впечатлениями.

Дарья Голева, 11 класс: «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге». Наблюдая за ходом спектакля, я полностью осознала, что же имел в виду Вольтер своим высказыванием. Когда я читала «Повести Белкина» самостоятельно, мне, безусловно, понравилась «Метель», а «Станционный смотритель» был воспринят неоднозначно, и не произвёл должного впечатления. Однако, режиссёру и актёрам «Белкина» волшебным образом удалось раскрыть те проблемы, которые я не увидела во время чтения. Две части цикла, будучи наиболее контрастными, все же объединились на сцене: нити любви, семейных ценностей и вечных философских проблем сплетают, казалось бы, абсолютно разные сюжеты в единое размышление о действительно важных темах, волнующих человека.

Безусловно, хочется отметить блестящую работу режиссёра и всей его команды – людей, которые вложили столько сил в авторскую, однако, не менее гениальную интерпретацию двух частей одного из наиболее известных циклов А.С.Пушкина.

Стас Ларинский: Совсем недавно я посетил репетицию спектакля «Белкин». Сложные взаимоотношения между детьми и их родителями сохраняют актуальность и в наше время, поэтому данная постановка мне показалось крайне интересной. Актёры Рязанского театра драмы во главе с Урсулой Макаровой смогли погрузить нас в тот мир переживаний и внутренних сомнений, который А. С. Пушкин и задумывал. На сцене были показаны его произведения «Метель» и «Станционный смотритель». Идеально по-своему сочетающиеся, направленные прямо в душу зрителю, они затрагивают настолько важную проблему. Хочется передать огромную благодарность театральной труппе во главе с режиссёром за столь прекрасное исполнение.

Лена Вендина: Нестандартная концовка «Станционного смотрителя» была очень поучительна, я долго думала о родительской любви. Эмоциональная и трогательная «Метель» покорила меня ничуть не меньше. И мне очень понравилось упоминание остальных произведений, так уместно прозвучавшее. Я полностью погружалась в постановку, которая затягивала своими этническими мотивами, традициями нашего народа, песнями, колядками. Было ощущение, что актёры живут на сцене, а не играют. Определенно советую каждому посетить этот спектакль.

Валерия Крючкова, 11 класс: Недавно я посетила спектакль «Белкин…». Он состоял из двух актов: первый – «Станционный смотритель», второй – «Метель». Два акта не связаны друг с другом, но при этом у них есть общий повествователь – Белкин. Мне понравился этот спектакль. Игра актёров была на высшем уровне. Они смогли передать все чувства и переживания своих персонажей. Режиссёр проделал великолепную работу. Я увидела новое прочтение произведения А.С.Пушкина, то, как это представляет режиссёр. Этот спектакль понравится как людям, которые знакомы с произведениями А.С.Пушкина «Повести Белкина», так и тем, кто не знаком с ними. Советую посетить этот спектакль.

Катерина Горячева: Постановка цикла «Повести Белкина» А.С. Пушкина прекрасна. Читая это произведение еще в 6-7 классе, я совсем иначе представляла многих героев, но в спектакле они раскрылись для меня в новом свете. За эти несколько часов я будто бы побывала в далеком 19 веке, искренне сочувствовала Дуне из «Станционного смотрителя» и переживала за судьбу Марьи Гавриловны из «Метели». Я почувствовала весь спектр эмоций: печаль и радость, симпатию и неприязнь.

Спасибо большое актёрам за такую великолепную игру, все образы показались мне очень отчетливыми и ясными. Красота пушкинских произведений передана в спектакле идеально!

Егор Чаплин: Из двух представленных произведений я особенно хочу выделить произведение «Станционный смотритель». Эта история заставит каждого человека по-настоящему ценить родителей и дорожить ими. К сожалению, Дуняша поняла это поздно, уже после того, как «предала» отца. Актёры прекрасно выразили эмоции и чувства каждого из персонажей, показали их внутренний мир. Постановка смотрелась на одном дыхании, и я с удовольствием посмотрел бы её ещё раз. Не менее интересным было и произведение «Метель», но, на мой взгляд, в «Станционном смотрителе» смысл более глубокий. Эта история послужит многим уроком.

Ульяна Жеглова: 23 января 2019 года нам с классом посчастливилось посетить спектакль «Белкин» режиссёра Урсулы Макаровой. Данная постановка вызвала у меня бурю эмоций и впечатлений. Особенно мне бы хотелось выделить Полину Бабаеву, которая сыграла две главных роли ,а именно – Дуню и Марью Гавриловну. Актрисе удалось перевоплотиться в разные образы и сыграть их очень профессионально и интересно. Безусловно, стоит отметить антураж и атмосферу данного спектакля. Я полностью погрузились в знаменитые «Повести Белкина» и лично пережила весь сюжет с актёрами.

Надежда Сайян: Очень интересный спектакль «Белкин» по циклу А.С.Пушкина. Он произвёл на меня большое впечатление. Талантливые актёры смогли передать все чувства и эмоции героев, которых они играли. Мне особенно понравился первый акт, созданный по повести «Станционный смотритель». Первое действие заставляет о многом задуматься, поменять свой взгляд на некоторые вещи. Актриса, игравшая главную героиню, смогла быстро перевоплотиться из положительного персонажа в негативного. Большое спасибо всем актёрам и режиссёру. С удовольствием схожу на этот спектакль ещё раз.

Ася Болтышева: «Белкин…» – это очаровательная, на удивление лёгкая на восприятие постановка, несмотря на серьёзные проблемы, поднятые в ней. После окончания я некоторое время ходила задумчивая, оставшаяся без слов, пока люди вокруг меня живо обсуждали героев, декорации, актеров… Но для меня признак качества постановки – это наполненное мыслями молчание, охватывающее тебя, пусть даже на несколько мгновений. Меня радует, что наш театр драмы никогда не стоит на месте. Теперь осталось лишь дождаться их версии «Тихого Дона»…

Полина Фетисова: «Мой класс сидел на четвёртом ряду, напротив которого в проходе стоял покрытый исписанными листами бумаги круглый стол с полосатой кружкой на краю. Среди этой суеты многие и не заметили этот, казалось бы, лишний для зрительного зала предмет. Однако, когда Урсула Макарова, любезно показав наши места, по-хозяйски взяла со стола кружку и села в проходе, мы всё поняли. Нас позвали на генеральную репетицию постановки «Белкин…», и ее создатель сидел с нами в одном зале, занимая свой особый, пусть и не каноничный восьмой, «режиссерский ряд».

– Андрей, приготовились! – роскошная люстра на потолке погасла, и действие началось.

Спектакль во всех отношениях был необычным, где-то уникальным, местами «глубоко авторским», как я называла его в своих мыслях. «Белкин…» состоит из двух повестей, которые зрителям рассказывает один и тот же герой – свидетель всех событий. «Станционный смотритель» знакомит нас с актёрами, а «Метель» раскрывает истинный талант играющих на сцене, ведь за десять минут антракта они, словно в сказке, становятся другими людьми, перевоплощаются. Так, например, актриса, ещё, кажется, недавно носившая платье высокомерной барыни, после третьего звонка надевает чепчик служанки и подает господам чай в фарфоре. Думаю, в такие моменты можно поверить либо в магию, либо в истинный человеческий талант.

После того, как актёры в финале «Метели» станцевали мазурку и поклонились, режиссёр попросила их не переодеваться и спуститься в зал к нам, зрителям. За десять минут общения мы, кажется, узнали всё о тонкостях работы актера, выведали все секреты перевоплощения в разных персонажей, выяснили, что актёры испытывают истинный страх перед выходом на сцену, посмеялись над рассказами о методе импровизации, который, оказывается, является неотъемлемой частью любого спектакля.

Приятно наблюдать за постановкой вместе с режиссёром, внимательным, погружённым в творчество, следящим за каждым шорохом. Это утро в театре навсегда станет частью моих воспоминаний. Обещаю самой себе, что посещение театра станет нерушимой в течение многих лет традицией».

 

Мы тоже очень хотим, чтобы посещение театра стало традицией для школьников и их родителей. Чтобы ходить в театр стало модно и престижно, а не видеть последних постановок – неприлично для современного успешного человека. Надеемся, что этой цели послужит наш проект «Идём в театр!» и приглашаем присоединиться к нему все рязанские театры.


Warning: require(/var/www/7info/data/www/test.7info.ru/wp-content/plugins/td-composer/legacy/Newspaper): failed to open stream: Success in /var/www/7info/data/www/test.7info.ru/wp-includes/comment-template.php on line 1510

Fatal error: require(): Failed opening required '/var/www/7info/data/www/test.7info.ru/wp-content/plugins/td-composer/legacy/Newspaper/' (include_path='.:/opt/php70/share/pear:/opt/php70/share/php/php') in /var/www/7info/data/www/test.7info.ru/wp-includes/comment-template.php on line 1510